Слайд №1

Информационное обеспечение введения ФГОС в условиях сельской начальной школы
(материалы к выступлению Запорощенко Лидии Аркадьевны, директора МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная школа № 3, р.п.Каргаполье Курганской
области, на Всероссийском семинаре-совещании в Санкт-Петербурге по вопросам реализации ФГОС НОО, 20-21 апреля 2011года)

Слайд №2

Современные информационно-коммуникационные технологии тесно связаны с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Во-первых, это информационно-образовательная среда образовательного учреждения, которая включает в себя:

- совокупность технологических средств (компьютеры, интерактивное оборудование, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и так далее);

- культурные и организационные формы информационного взаимодействия;

- компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- службы поддержки применения ИКТ.

Во-вторых, это информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования, направленное на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

И, в-третьих, это информационное обеспечение введения ФГОС НОО, которое должно быть направлено на поддержку процесса принятия решений и эффективной реализации всех функций управления (анализ, планирование, организация, контроль, руководство) в аспекте введения ФГОС НОО.

Раскроем более подробно перечисленные выше аспекты.

Слайд №3

Основой для создания информационно-образовательной среды в нашем образовательном учреждении послужил приоритетный национальный проект «Образование»:

- учреждение получило 2 премии в 1 000 000 рублей (в 2006 и 2008 годах) и дипломы Министерства образования и науки Российской Федерации – победителю конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;

- разработан проект «Цифровая начальная школа», базой для которого послужил комплекс интерактивного оборудования (интерактивные доски, планшеты, пульты для дистанционного тестирования, цифровой лингафонный кабинет, мультимедиапроекторы, компьютерный класс с локальной сетью и автоматизированные рабочие места учителей);

- реализована новая модель повышения квалификации, благодаря которой весь педагогический коллектив прошел соответствующие курсы и стажировку в городе Челябинске (ГОУ ДПО ЧИППКРО), курсы повышение квалификации Омского государственного педагогического университета, ИПКиПРО Курганской области, Шадринского педагогического института; для повышения профессиональной компетентности активно используются дистанционные образовательные технологии;

- сегодня педагоги школы становятся участниками сетевых профессиональных сообществ, что расширяет их возможности для самосовершенствования в межкурсовой период;

- цифровые образовательные ресурсы, авторами которых являются наши учителя, размещены в Федеральном депозитарии электронных изданий (что подтверждают выданные соответствующие регистрационные свидетельства);

- с 2003 года функционирует Интернет-сайт школы.

Именно школьный Интернет-сайт вместе с электронными дневниками, журналами и электронной версией школьной газеты «КНОШик» становятся ключевыми элементами информационного обеспечения реализации основной образовательной программы нашего образовательного учреждения.

Слайд №4

На сегодня же основное наше внимание уделяется информационному обеспечению введения ФГОС НОО, которое, как уже было сказано, направлено на поддержку процесса принятия решений и эффективной реализации всех функций управления (анализ, планирование, организация, контроль, руководство) в аспекте введения ФГОС НОО.

Содержательно в информационное обеспечение введения нового стандарта нами включаются следующие вопросы.

1. Проведение мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения ФГОС НОО среди педагогов образовательного учреждения и родительской общественности

Основные выводы после первых двух этапов мониторинга:

- если ключевые характеристики нового стандарта сегодня уже осознают абсолютно все учителя школы, то среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на этот вопрос, при этом основным источником информации о ФГОСе для родителей являются педагоги и администрация школы;

- опрошенные респонденты (родители и учителя) имеют разные точки зрения по вопросу об участии родителей (или, более широко, социальных партнеров школы) в реализации основной образовательной программы образовательного учреждения: ожидания педагогов – это более высокая степень (в отличие от родительского мнения) интеграции социальных партнеров в жизнедеятельность школы;

- в целом у подавляющего большинства родителей отмечается конструктивный подход к решению возникающих при реализации нового стандарта проблем на фоне практически полного отсутствия негативных ожиданий от введения и реализации ФГОС НОО.

2. Инструментальная поддержка анализа готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО

Решение данного вопроса связано с оперативной обработкой множества потоков информации из различных источников. Частично в этом помогает имеющееся интерактивное оборудование для проведения опросов и сбора информации, а также электронные каналы передачи информации.

Отдельной проблемой является анализ финансово-экономического состояния образовательного учреждения и его прогнозирование в условиях запаздывающего принятия новых нормативов финансирования образовательной деятельности на региональном уровне. Значительное место здесь отводится специализированному программному обеспечению, в том числе, электронным таблицам.

3. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, на основе современных информационно-коммуникационных технологий

Слайд №5

Организация взаимодействия с общественностью и ее информирование о подготовке к введению и переходе на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования кроме как традиционными формами: через средства массовой информации, родительские собрания и т.д., должно опираться и на возможности, предоставляемые новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Основная роль в этом нами отводится Интернет-сайту образовательного учреждения, на котором кроме классных страничек, персональных страниц педагогов, электронной версии школьной газеты, имеется и раздел, посвященный новому стандарту начального общего образования.

Слайд №6

Структура специального раздела «ФГОС НОО», расположенного на школьном Интернет-сайте:

- нормативные правовые документы федерального и регионального уровня;
- локальные акты образовательного учреждения;
- методические материалы федерального и институционального уровня;
- проекты нормативных документов;
- материалы для обсуждения;
- полезные ссылки;
- материалы для родителей.

Общее количество размещенных в разделе «ФГОС НОО» материалов – более 40 единиц. После создания раздела, число посетителей школьного Интернет-сайта выросло более чем 7 раз, в первую очередь, за счет посетителей из других регионов Российской Федерации.

В дальнейшем для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образования и в целом для организации взаимодействия планируется использовать социальную рекламу.

Слайд №7

4. Обеспечение планирования процесса введения ФГОС НОО

Важная роль здесь должна отводиться составлению сетевых графиков и дорожных карт введения нового стандарта, выстраиванию индивидуальных траекторий по внеурочной деятельности, составлению расписаний и учебных планов, в том числе индивидуальных.

Для этого в учреждении, в частности, разработаны специальные табличные формы для:

- индивидуальной карты занятости обучающегося во внеурочной деятельности;
- общей карты занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;
- сводной карты форм организации внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Одним из показателей эффективности планирования введения стандарта является тот факт, что около 90% родителей в ходе мониторинга профессионально-общественного мнения отметили, что их пожелания учитывались при организации внеурочной деятельности в школе.

5. Организация контроля за процессом введения ФГОС НОО

Современные информационные технологии сегодня позволяют нам дополнить традиционный арсенал инструментов контроля в управленческой деятельности новыми механизмами, которые, с одной стороны, обеспечивают высокую скорость обратной связи, а с другой стороны, усиливают общественную составляющую этого процесса.

В качестве примера можно привести организацию электронного мониторинга по национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в который входят и показатели по ФГОС НОО: количество часов, отведенных на внеурочную деятельность; среднее количество часов внеурочной деятельности, отведенное на одного ученика; финансирование внеурочной деятельности и другие.

Общественную составляющую нам также помогают обеспечить информационные технологии: как через организацию публичного обсуждения проекта доклада по национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», так и через представление общественности публичной отчетности образовательного учреждения, т.е. публичного доклада, в том числе, и на Интернет-сайте школы.

6. Формирование мотивационной среды общеобразовательного учреждения

Кроме использования материальных стимулов, зафиксированных в Положении о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, существенную роль для мотивации участников образовательного процесса играют социальные аспекты, для создания которых используются школьный Интернет-сайт, классные Интернет-странички, социальные сети, предоставляющие возможность не только для неформального общения детей, родителей, педагогов, но и для афиширования результатов их творческой деятельности, поддержки классных и общешкольных сообществ. Информационные технологии расширяют многообразие форм поощрений, усиливают публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, создают позитивный эмоциональный настрой.

Именно информационно-коммуникационные технологии дают нам возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать не только во всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для творческой самореализации личности участников образовательного процесса, в том числе и во внеурочной деятельности. Только за последние три месяца ученики, педагоги и родители нашей школы приняли участие в конкурсах в Германии, Швеции, Италии и не только получили благодарности и сертификаты за участие, но и стали финалистами одного из них.

7. Создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других)

Слайд №8

В общий перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих нормативно-правовые условия для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нами включены, в частности, и локальные акты по информационному обеспечению:

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения.

3. Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.

4. Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в образовательном учреждении.Последний документ из представленного выше перечня еще находится в стадии разработки.

Слайд №9

В отношении методической базы данных. На Интернет-сайте школы создан раздел «Методическая копилка», в котором представлено более 30 методических разработок и публикаций по актуальным вопросам начального общего образования. Большинство из этих материалов опубликованы в федеральных изданиях («Начальная школа», «Начальная школа: плюс до и после»).

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что в современных условиях информационное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечивает не только эффективную реализацию всех функций управления в аспекте введения ФГОС НОО, но и позволяет нам реализовать ключевую идею нового стандарта как общественного договора между личностью, семьей, обществом и государством.

Слайд №10

Благодарю за внимание.

Главная >>   Методические материалы (институциональный уровень) >>   Информационное обеспечение введения ФГОС

 

Hosted by uCoz