Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
муниципального образовательного учреждения _______________________ на основе взаимодействия семьи и школы

Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обладающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества могут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров.

Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья.

Реальная ситуация такова, что за достижение новых образовательных результатов дети порой вынуждены расплачиваться ценой собственного здоровья.

В настоящее время по статистическим данным 25%-30% поступающих в школу детей имеют отклонения в здоровье. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз: увеличивается число близоруких с 3%-4% до 12%-15%, с нервно-психическими расстройствами с 5%-6% до 17%-20%. И только 8%-10% выпускников здоровы. Физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у сверстников 80-х – 90-х годов.

В муниципальной системе образования в среднем удельный вес детей с I группой здоровья всего лишь 2% - 7%. В то же время ежегодно растет количество детей с III и IV группами здоровья. 30% школьников имеют хроническую патологию, а у 60% выявлены морфофункциональные нарушения.

Результаты мониторинга, проводимого в нашем образовательном учреждении, показывают увеличение количества детей, у которых обнаружено сразу несколько нарушений в состоянии здоровья. Последний набор детей в школу показал, что I группу здоровья имеют лишь 5% из них. Поднятая проблема заставляет задуматься и искать пути выхода из создавшейся ситуации.

Одним из возможных путей для решения заявленной выше проблемы, потенциал которого еще до конца не использован, является взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.

Действительно, семья была и остается одним из главных субъектов воспитания, особенно в младшем школьном возрасте. Однако анализ результатов соответствующей диагностики показывает, что большинство родителей (законных представителей) обладают невысокой степенью готовности к воспитанию детей, поскольку:

– не уверены в себе как в воспитателях;
– не знают особенностей психического развития детей, особенностей их эмоционального самочувствия в семье;
– не умеют выбирать соответствующие особенностям детей способы влияния на ребенка.

С другой стороны, нужно отметить и недостаточную работу по повышению квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в аспекте работы с семьей.

Все вышесказанное приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Таким образом, цель данной программы – сформировать базовую систему знаний, ценностных ориентаций и норм поведения обучающихся в отношении здорового и безопасного образа жизни на основе взаимодействия семьи и школы.

Задачи программы

– сформировать устойчивую потребность ребенка в занятиях физической культурой и спортом, в том числе через повышение ценности активного семейного отдыха и детско-взрослые спортивно-оздоровительные мероприятия;

– обеспечить психологическую готовность обучающихся к адаптации и самореализации в окружающем их социуме;

– сформировать ценностные основы для выполнения ребенком соответствующих социальных ролей, норм поведения, воспитать нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и нравственному здоровью, умение им противостоять;

– заложить основы для осознанного выбора обучающимся в пользу безопасного образа жизни.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа формирования здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

– пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

– формирование установки на использование здорового питания;

– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

– применение рекомендуемого врачами режима дня;

– формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

– становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

– формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

 

 

 

Нормативно-правовые и методические основания программы

1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции).

2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594.

5. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (приложение к письму Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13).

6. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (приложение к письму Минобразования России от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13).

7. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (письмо Минобразования России от 22 февраля 1999 г. № 220/11-12).

8. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений (письмо Минобразования России от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13).

9. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636).

10. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16).

11. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к письму Министерства образования Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 90/30-16).

12. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16).

13. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации (письмо Минобразования России от 18 июля 2003 г. № 28-51-565/16).

14. О региональных подходах к организации взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка (решение коллегии Главного управления образования Курганской области от 27 декабря 2000 г. № 20).

Принципы проектирования и реализации программы

Действенность заботы о здоровье ребенка, его родителей и учителя. Принцип предполагает, что эффективность и качество образовательного процесса, организация урочной и внеурочной деятельности, методической работы и работы с родительской общественностью должны оцениваться, в том числе с позиции сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

Триединство здоровья. Принцип закрепляет в качестве основополагающего определение здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия, предложенное Всемирной организацией здравоохранения.

Системность. Принцип определяет необходимость комплексного подхода при проектировании и реализации направлений и мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включая создание соответствующей инфраструктуры образовательного учреждения, рациональной организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительной, просветительской и методической работы и т.д.

Здоровая семья – здоровый ребенок. Принцип означает, что деятельность в интересах здоровья ребенка может быть успешной только в том случае, если родители (законные представители) и педагоги станут союзниками, партнерами, оказывая взаимную поддержку друг другу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка. Именно родители являются первыми педагогами, и семья с раннего детства призвана заложить в ребенке ценности и нравственные ориентиры на построение разумного и безопасного образа жизни.

Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся

Положенные в основу модели уровни взаимодействия характеризуют степень вовлеченности родителей (законных представителей) в совместную с образовательным учреждением работу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Данный подход в целом реализует общие положения концепции социального партнерства в образовании в отношении родителей (законных представителей) обучающихся.

1-й уровень – информационно-аналитический. Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость общего школьно-семейного пространства.

2-й уровень – организационный. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

3-й уровень – управленческий. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы), а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д. Результат – обоюдное признание значимости профессионализма участников образовательного процесса (родительской общественности и работников образовательного учреждения) для процесса принятия решений в рамках среднесрочной и (или) долгосрочной перспектив, взаимное выполнение экспертных функций.

Каждый из представленных выше уровней взаимодействия реализован в рамках текущих и перспективных планов реализации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, отражающих ее непосредственное содержание.

 

 

 

Направления реализации программы

Деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных направлений:

– создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, включая оптимальную организацию питания обучающихся;

– рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

– эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

– реализация дополнительных образовательных программ;

– просветительская работа с родителями (законными представителями);

– методическая работа с педагогическими и руководящими работниками образовательного учреждения.

Содержание деятельности по программе

Вид деятельности
Ответственные
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
1.
Содержание здания и помещений образовательного учреждения в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормами, нормами пожарной безопасности, требованиями охраны здоровья и охраны труда обучающихся  
2.
Необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи  
3.
Организация качественного горячего питания и работы буфета  
4.
Привлечение родительской общественности к контролю над сбалансированностью питания  
5.
Оборудование спортивной площадки для школы и социума (зонирование пространства школьного стадиона в соответствии с возрастными особенностями)  
6.
Открытие кабинета психологической разгрузки  
7.
Обновление оборудования тренажерного зала  
8.
Оборудование внутришкольных зон для активного отдыха  
9.
Озеленение классных комнат и рекреаций (реализация проекта "Зеленый дизайн")  
10.
Обеспечение необходимым оборудованием и инвентарем школьного оздоровительного лагеря (проект "Школьный лагерь – территория здоровья")  
11.
Установка в образовательном учреждении очистительных фильтров для воды  
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
1.
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки  
2.
Отбор и использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, расширение практики использования индивидуально-ориентированных технологий и методов  
3.
Соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств  
4.
Обсуждение и выработка с участием представителей органов государственно-общественного управления общешкольных требований к разработке рабочих программ с точки зрения решения вопросов здоровьесбережения (доступность, нормированность, технологичность, вариативность, направленность на обеспечение деятельностного, компетентностного подхода)  
5.
Разработка рекомендаций по оценке здоровьесберегающих факторов при планировании и проведении урока (создание психологически благоприятного климата и условий для успешного самовыражения, учет типологических особенностей личности обучающегося, построение логики урока с учетом кривой работоспособности обучающихся в процессе урока и рабочего дня)  
6.
Обеспечение процесса адаптации первоклассников к условиям школы на основе взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся (программа "Первые дни ребенка в школе")  
7.
Расширение практики использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательном процессе, их актуализация в родительской среде  
8.
Диверсификация форм организации образовательного процесса (экскурсии, конференции, "круглые столы", исследовательские проекты и др.)  
9.
Отбор и использование в рамках внеклассных мероприятий методик, направленных на формирование благоприятного психологического климата в школе  
Организация физкультурно-оздоровительной работы
1.
Обеспечение оптимального двигательного режима в рамках образовательного процесса: проведение динамических часов, перемен, пауз, организация прогулок, спортивных часов, подвижных игр в группах продленного дня  
2.
Проведение физкультминуток на уроках  
3.
Организация работы секций физкультурно-оздоровительной направленности  
4.
Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе детско-взрослых (дни здоровья, "Самый, самый, самый… (быстрый, ловкий, сильный, выносливый, меткий)", "Веселые старты", "Огромный мир на маленькой спортплощадке", "Время заняться здоровьем", "Играй, играй – мяч не теряй" и др.)  
5.
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на основе народных традиций ("Богатырские потешки", "Зимние забавы", "Масленичные гулянья" и др.)  
6.
Проведение серий спортивно – оздоровительных мероприятий, посвященных Олимпиаде в Сочи – 2014 ("Марафон символов олимпиад", проект "Олимпийский талисман", малые олимпийские игры)  
7.
Организация взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей в рамках физкультурно-оздоровительной работы  
8.
Комплексная оценка состояния здоровья и физиологического развития с определением функциональных резервных возможностей организма (информационный банк "Здоровье")  
9.
Анализ функционального напряжения и школьной адаптации обучающихся  
10.
Определение уровня физической подготовленности обучающихся на начало и конец учебного года по шести параметрам  
11.
Профилактика и предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье  
12.
Составление индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных программ для занятий с учащимися по результатам диагностики и запросам  
13.
Проведение релаксационных мероприятий для обучающихся в дни развивающих сессий  
14.
Организация для родительской общественности показательных спортивных выступлений на праздниках  
15.
Организация работы специальной медицинской группы "А" для детей с ослабленным здоровьем  
16.
Организация контроля эффективности работы специальной медицинской группы "Б" при поликлинике с привлечением родительской общественности  
17.
Внедрение методик, в том числе в рамках семейного воспитания, содействующих здоровьесохранению (закаливание на свежем воздухе, сезонная дотация витаминов, профилактика йододефицитных состояний и др.)  
18.
Актуализация использования приемов, способствующих снятию утомления методами релаксации, аромо-, музыко-, арт- и цветотерапии, в том числе в домашнем пространстве  
19.
Проведение "Дней здоровья" для педагогов в каникулярное время  
20.
Организация групп здоровья для педагогов ("Клуб любителей бега", "Танцевальная терапия", "Движение – это жизнь" и др.)  
21.
Диспансеризация педагогов  
Реализация дополнительных образовательных программ
1.
Реализация курса "Полезные привычки"  
2.
Внедрение модульного курса "Профилактика употребления психоактивных веществ"  
3.
Проведение психологических практикумов ("Мы – класс" для 1-2 классов, "Давайте жить дружно" для 3-4 классов)  
4.
Работа кружка "Юный инспектор"  
5.
Проведение часов здоровья ("Что такое ЗОЖ", "Слагаемые здоровья", "Личная гигиена", "Советы Мойдодыра", "Привычки полезные и вредные", "Люди без будущего", "Правильное питание" и др.)  
6.
Проведение цикла мероприятий по правилам дорожного движения с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма  
7.
Участие в коллективных творческих делах ("Подари маме хорошее настроение", "Здоровье – глазами ребенка" и др.)  
8.
Проведение конкурса плакатов ("Жизнь прекрасна", "За здоровый образ жизни" и т.д.)  
9.
Организация деятельности органов государственно-общественного управления образовательным учреждениям по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
1.
Проведение цикла родительских собраний "Здоровый ребенок" ("Режим дня младшего школьника", "Сон – лучший лекарь", "Профилактика простудных заболеваний", "Здоровый ребенок – успешный ребенок" и др.)  
2.
Организация психологического лектория для родителей  
3.
Проведение открытых занятий для родителей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  
4.
Подготовка к публикации методического пособия для родителей "Поможем ребенку быть здоровым, умным, счастливым"  
5.
Проведение индивидуальных консультаций (по запросам родителей)  
6.
Разработка памяток-рекомендаций для родителей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  
7.
Проведение тренинговых занятий по освоению приемов саморегуляции и релаксации  
8.
Проведение цикла бесед медицинским работником для родителей (законных представителей) обучающихся  
Методическая работа с педагогическими и руководящими работниками образовательного учреждения
1.
Проведение методико-педагогического семинара "Здоровый урок"  
2.
Функционирование на базе образовательного учреждения областной стажерской площадки по проблемам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  
3.
Направление педагогических и руководящих работников на курсы повышения квалификации  
4.
Проведение психологических практикумов для учителей и классных руководителей по программам "Успешный учитель", "Техника педагогического общения", "Модели педагогического взаимодействия" и др.  
5.
Подготовка и проведение дней диагностики, регулирования и коррекции ("Нормализация учебной нагрузки", "Дозирование домашних заданий", "Учитель газами учеников", "Урок глазами ученика, учителя, родителя" и др.)  
6.
Подготовка методических материала для классных руководителей по теме "Роль семьи в формировании положительной Я – концепции ребенка"  
7.
Проведение практикума по изучению индивидуально-психологических особенностей обучающихся  
8.
Организация постоянно действующего семинара для учителей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и профилактике детского травматизма  
9.
Формирование системы мотивирования педагогов, реализующих программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  
10.
Организация работы проблемных творческих групп с целью изучения степени реализации здоровьесберегающих подходов на уроке  
11.
Оформление информационного стенда "Аксиомы здоровья"  

 

 

 

Планируемые результаты

– наличие у обучающихся первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное);

– умение использовать дневники здоровья (индивидуальные карты здоровья, портфолио развития и т.д.) для организации собственной здоровьесберегающей жизнедеятельности (режим дня, утренняя зарядка, закаливающие процедуры и т. д.);

– сформированность у детей базовых знаний о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– снижение пропусков занятий по болезни в образовательном учреждении;

– успешная адаптация ребенка к школе, снижение влияния на него психогенных факторов;

– увеличение охвата родителей (законных представителей) обучающихся детско-взрослыми спортивно-оздоровительными мероприятиями;

– диверсификация школьных и семейных традиций активного отдыха;

– расширение деятельности детских организаций, общественных объединений и объединений по интересам, школьного самоуправления по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

– сформированность основ социального интереса, социальной идентичности, социальной компетентности и социального интеллекта у обучающихся;

– увеличение числа реализованных социальных проектов, акций, направленных на формирование нравственного здоровья, а также числа их участников;

– становление у обучающихся навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других психоактивных веществ;

– система информационного обеспечения участников образовательного процесса по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе на основе Интернет-технологий;

– сформированность ценностно-ориентационного единства детско-взрослого коллектива образовательного учреждения в отношении культуры здорового и безопасного образа жизни;

– информационный банк "Здоровье" (комплексная оценка состояния здоровья и физиологического развития обучающихся);

– пакет рабочих дополнительных образовательных программ, а также программ внеурочной деятельности, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

– информационно-методический банк здоровьесберегающих образовательных технологий, методик, методов, приемов;

– система взаимодействия школы с социальными партнерами по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Главная >>   ООП ОУ >>   Программа культуры здоровья

 

Hosted by uCoz