Учебный
план
____________________________________
(образовательное учреждение)
для первых и вторых классов на 2012-2013 учебный год
Настоящий учебный план определяет объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и годам обучения.
Учебный план разработан на основе:
- Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированным в Минюсте России 21 февраля 2012 г., регистрационный номер 23290);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Реализация учебного плана на начальной ступени общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план, и в целом, основная образовательная программа начального общего образования, состоят из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования (как и входящего в нее учебного плана) составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема.
Обязательные предметные области учебного плана: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы духовно – нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской
идентичности;
- приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает, в том числе, реализацию образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение обязательных предметных областей; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Объем части, формируемой участниками образовательного процесса, в первом классе составляет 4 часа в неделю, во втором – до 5 часов при шестидневной учебной неделе.
В целом учебный план также учитывает и специфику используемых в образовательном процессе учебников, входящих в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый.
Согласно СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, а также включать для увеличения двигательной активности обучающихся в учебные планы предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Для реализации потенциала обучающихся (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во втором классе – не менее 34 недель.
Приведенные ниже учебные планы являются примерными и демонстрируют возможные варианты реализации требований ФГОС НОО.
Учебный
план для 1-х и 2-х классов по ФГОС НОО
(1 вариант)
Предметные
области |
Учебные
предметы |
Количество
часов |
|
1
класс |
2
класс |
||
1.
Обязательная часть |
|||
Филология | Русский язык | 5 |
5 |
Литературное чтение | 4 |
4 |
|
Иностранный язык | – |
2 |
|
Математика и информатика | Математика | 4 |
4 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Окружающий мир | 2 |
2 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | – |
– |
Искусство | Музыка | 1 |
1 |
Изобразительное искусство | 1 |
1 |
|
Технология | Технология | 1 |
1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 |
3 |
ВСЕГО
(обязательная часть) |
21 |
23 |
|
2.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|||
ИТОГО
(пятидневная учебная неделя) |
21 |
23 |
|
Физическая культура | Национальные спортивные игры | – |
1 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Я – исследователь | – |
1 |
Математика и информатика | Информатика в играх и задачах | – |
1 |
ИТОГО
(шестидневная учебная неделя) |
–* |
26 |
* В первых классах учебные занятия проводятся только по 5-дневной учебной неделе в первую смену (п.10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10)
Комментарий к 1 варианту
Данный вариант разработан исходя из преемственности обязательной части с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312, и основан на соответствующем примерном учебном плане (недельном) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. № 1994.
В этой связи все часы части, формируемой участниками образовательного процесса, в первом и во втором (при пятидневной учебной неделе) классе переданы на усиление предметных областей в обязательную часть. Количество часов в части, формируемой участниками образовательного процесса, во втором классе при шестидневной учебной неделе полностью совпадает с объемом регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения соответствующего примерного учебного плана (недельного) 2004 года.
В соответствии с рекомендациями п.10.21 СанПиН 2.4.2. 2821-10 для увеличения двигательной активности обучающихся в часть, формируемую участниками образовательного процесса, во втором классе при шестидневной учебной неделе включен предмет двигательно-активного характера "Национальные спортивные игры" (предметная область "Физическая культура"), который, кроме того, направлен на сохранение и развитие культуры многонационального народа России (п.6 ФГОС НОО).
Включение в часть, формируемую участниками образовательного процесса, учебного предмета "Информатика в играх и задачах" предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, что предполагается при реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе нового стандарта (п.7 ФГОС НОО).
С целью познавательного развития обучающихся и обеспечения преемственности начального общего и основного общего образования (п.7 ФГОС НОО) в части формирования умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности в часть, формируемую участниками образовательного процесса, включен учебный курс "Я – исследователь" (предметная область "Обществознание и естествознание (окружающий мир)").
Общий объем часов данного варианта учебного плана при пятидневной и шестидневной учебной неделе соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (п.10.5 СанПиН 2.4.2. 2821-10).
Данный вариант учебного плана может быть рекомендован для всех образовательных учреждений с русским языком обучения, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Учебный
план для 1-х и 2-х классов по ФГОС НОО
(2 вариант)
Предметные
области |
Учебные
предметы |
Количество
часов |
|
1
класс |
2
класс |
||
1.
Обязательная часть |
|||
Филология | Русский язык | 5 |
5 |
Литературное чтение | 3 |
3 |
|
Иностранный язык | – |
2 |
|
Математика и информатика | Математика | 4 |
4 |
Информатика | – |
1 |
|
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Окружающий мир | 2 |
2 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | – |
– |
Искусство | Музыка | 1 |
1 |
Изобразительное искусство | 1 |
1 |
|
Технология | Технология | 1 |
1 |
Физическая культура | Физическая культура | 2 |
2 |
ВСЕГО
(обязательная часть) |
19 |
22 |
|
2.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|||
Филология | Риторика | 1 |
– |
Физическая культура | Ритмика | 1 |
1 |
ИТОГО
(пятидневная учебная неделя) |
21 |
23 |
|
Филология | Я – читатель | – |
2 |
Физическая культура | Традиционные спортивные игры | – |
1 |
ИТОГО
(шестидневная учебная неделя) |
–* |
26 |
* В первых классах учебные занятия проводятся только по 5-дневной учебной неделе в первую смену (п.10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10)
Комментарий ко 2 варианту
В данном варианте учебного плана на учебный предмет "Литературное чтение" отводится по три часа в неделю. В тоже время, предметная область «Филология» поддерживается частью, формируемой участниками образовательного процесса, за счет учебного предмета "Риторика" в первом классе и учебного курса "Я – читатель" во втором классе при шестидневной учебной неделе. Таким образом, общий объем времени в первом и втором классах на предметную область "Филология" увеличен на один час по сравнению с традиционным подходом к конструированию учебного плана и имеет своей целью повысить мотивацию обучающихся к чтению, а также сформировать такие метапредметные результаты, как:
– способность самостоятельного
поиска необходимой информации и понимания прочитанного;
– преобразование и интерпретация имеющейся информации;
– оценка информации, формирование собственной точки зрения о прочитанном тексте.
В обязательную часть учебного плана во втором классе включен учебный предмет "Информатика". Это стало возможным, поскольку он направлен на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, требования к которым зафиксированы в п.12.2 ФГОС НОО:
– овладение основами логического
и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов;
– умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
совокупностями;
– умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
– приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
В соответствии с рекомендациями п.10.21 СанПиН 2.4.2.2821-10 для увеличения двигательной активности обучающихся в часть, формируемую участниками образовательного процесса, включен учебный предмет двигательно-активного характера "Ритмика", а во втором классе при шестидневной учебной неделе дополнительно включен учебный предмет "Традиционные спортивные игры". Таким образом, общее количество часов в учебном плане для первого и второго класса в предметной области "Физическая культура" составляет 3 и 4 часа в неделю соответственно.
Общий объем часов данного варианта учебного плана при пятидневной и шестидневной учебной неделе соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (п.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Данный вариант учебного плана может быть рекомендован для всех образовательных учреждений с русским языком обучения, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Учебный
план для 1 и 2 классов по ФГОС НОО
(3 вариант)
Предметные
области |
Учебные
предметы |
Количество
часов |
|
1
класс |
2
класс |
||
1.
Обязательная часть |
|||
Филология | Русский язык | 5 |
5 |
Литературное чтение | 3 |
3 |
|
Иностранный язык | 1 |
2 |
|
Математика и информатика | Математика | 3 |
4 |
Информатика | – |
1 |
|
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Окружающий мир | 1 |
1 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | – |
– |
Искусство | Музыка | 1 |
1 |
Изобразительное искусство | 1 |
1 |
|
Технология | Технология | 1 |
1 |
Физическая культура | Физическая культура | 2 |
2 |
ВСЕГО
(обязательная часть) |
18 |
21 |
|
2.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|||
Филология | Риторика | 1 |
– |
Физическая культура | Ритмика | 1 |
1 |
Математика и информатика | Информатика в играх и задачах | 1 |
1 |
ИТОГО
(пятидневная учебная неделя) |
21 |
23 |
|
Филология | Внеклассное чтение | – |
1 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Я – исследователь | – |
2 |
ИТОГО
(шестидневная учебная неделя) |
–* |
26 |
* В первых классах учебные занятия проводятся только по 5-дневной учебной неделе в первую смену (п.10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10)
Комментарий к 3 варианту
В данном варианте учебного плана на учебный предмет "Литературное чтение" отводится по три часа в неделю. В тоже время, предметная область "Филология" поддерживается частью, формируемой участниками образовательного процесса, за счет учебного предмета «Риторика» в первом классе и учебного курса "Внеклассное чтение" во втором классе при шестидневной учебной неделе. Таким образом, общий объем времени в первом и втором классах на предметную область "Филология" сохранен (по сравнению с традиционным подходом к конструированию учебного плана), а представленное распределение часов имеет своей целью повысить мотивацию обучающихся к чтению.
Введение в предметную область "Филология" учебного предмета "Иностранный язык" с первого класса, во-первых, направлено на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, требования к которым зафиксированы в п.12.1 ФГОС НОО, а, во-вторых, обеспечивает преемственность с дошкольным образованием (п.7 ФГОС НОО) и обеспечивает непрерывность в изучении иностранного языка.
Учебный предмет "Информатика" включен в обязательную часть учебного плана во втором классе, поскольку он направлен на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, требования к которым зафиксированы в п.12.2 ФГОС НОО:
– овладение основами логического
и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов;
– умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
совокупностями;
– умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
– приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
В тоже время, при реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе нового стандарта (п.7 ФГОС НОО), необходимо уделить внимание воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Решению этой задачи служит учебный предмет "Информатика в играх и задачах", включенный в часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Таким образом, снижение на один час (по сравнению с традиционным подходом к конструированию учебного плана) объема времени, отводимого на учебный предмет "Математика", компенсируется выделением трех часов в целом на предметную область "Математика и информатика" в первом и втором классах.
С целью познавательного развития обучающихся и обеспечения преемственности начального общего и основного общего образования (п.7 ФГОС НОО) в аспекте формирования умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности в часть, формируемую участниками образовательного процесса, включен учебный курс "Я – исследователь" (два часа в неделю во втором классе при шестидневной учебной неделе), что сохраняет общий объем часов на предметную область "Обществознание и естествознание (окружающий мир)".
В соответствии с рекомендациями п.10.21 СанПиН 2.4.2.2821-10 для увеличения двигательной активности обучающихся в часть, формируемую участниками образовательного процесса, включен учебный предмет двигательно-активного характера "Ритмика". Таким образом, общее количество часов в учебном плане для первого и второго класса в предметной области "Физическая культура" составляет по 3 часа в неделю.
Общий объем часов данного варианта учебного плана при пятидневной и шестидневной учебной неделе соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (п.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Данный вариант учебного плана может быть рекомендован для таких образовательных учреждений с русским языком обучения, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, как: прогимназия, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия и т.д.
Главная >> ООП ОУ >> Учебный план по ФГОС НОО