Главная >> Первушина Н.М., Жилина Н.М. (1)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КЛАССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Первушина
Н.М.,
Жилина Н.М.
МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3,
учителя начальных классов
(опубликовано в сборнике "Методические рекомендации по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования")
Основой для построения информационно-образовательной среды (ИОС) класса является
модель информационно-образовательной среды образовательного учреждения, зафиксированная
в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
(ФГОС НОО).
В качестве совокупности технологических средств в нашем образовательном учреждении здесь выступают: компьютер, мультимедиапроектор, экран (интерактивная доска), документ-камера, интерактивные пульты для дистанционного тестирования, принтер, интерактивные планшеты, цифровой лингафонный кабинет.
Важнейшую часть ИОС класса составляет компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но если в отношении учителя здесь может быть задействована система повышения квалификации, внутришкольные и муниципальные методические объединения, специализированные мастер-классы, а также службы поддержки применения ИКТ, то при формировании соответствующей компетентности обучающихся и их родителей в начальной школе главная роль отводится классному руководителю.
Именно от компетентности участников образовательного процесса во многом зависит выбор культурных и организационных форм информационного взаимодействия внутри классного коллектива и коллектива родителей. Это может быть и обычная рассылка по электронной почте, и школьный Интернет-сайт, и виртуальные форумы, и электронные дневники и журналы и т.д.
Остановимся более подробно на последней из перечисленных форм. Наше образовательное учреждение уже второй учебный год является участником проекта «Dnevnik.ru» – всероссийской школьной социальной сети для учебы и общения.
Особенности данного проекта. Во-первых, это ведение электронных дневников, электронного журнала учителя (при работе с журналом может быть использована не только пятибалльная оценочная система, но и любая другая), афиширование расписания уроков и дополнительных занятий, домашних заданий (с возможностью рассылки индивидуальных заданий каждому ученику), организация дистанционного обучения.
Во-вторых,
это обширная база данных образовательных материалов: художественная литература
по программе литературного чтения в начальной школе, курсов внеклассного чтения
и дополнительная литература по образовательным предметам, тестовые задания по
предметам, всероссийский календарь олимпиад, условия и результаты конкурсов
и соревнований, справочная литература, словари и энциклопедии, электронные переводчики,
географические и исторические карты, аудиокниги, обучающие игры и видеофильмы.
В-третьих, это возможность для каждого пользователя создать персональную страничку,
где он может свободно рассказывать о себе, своих интересах, опубликовать фотографии
и вести свой Интернет-блог.
В-четвертых, простота и удобство в администрировании проектом: простой ввод информации и импорт данных, возможность составления различных отчетов.
В-пятых, безопасность: ограничение доступа к личным страницам пользователей, контроль над нежелательными записями и спамом.
Таким образом, проект «Dnevnik.ru» – это новая система взаимодействия между школой и родителями, которая не только решает задачи информационного плана, но позволяет родителям принимать активное участие в обучении своего ребенка, вести прямую переписку как с учителями, так и между собой.
Ниже на примере проекта «Dnevnik.ru» рассмотрим примерный алгоритм интеграции любой новой формы информационного взаимодействия в информационно-образовательную среду класса:
- проведение предварительной диагностики в отношении новой формы информационного взаимодействия (наличие компьютеров, доступа в Интернет, заинтересованность детей и родителей и т.д.);
- знакомство участников образовательного процесса с возможностями и особенностями проекта (классные часы и родительские собрания), проведение индивидуальных консультаций;
- создание нормативных условий для участия в проекте (соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов);
- регистрация во всероссийской школьной социальной сети «Dnevnik.ru», создание базовых элементов для новой формы информационного взаимодействия;
- апробация и использование возможностей проекта всеми участниками образовательного процесса;
- проведение мониторинга эффективности использования новой формы информационного взаимодействия.
Каковы первые итоги введения электронных дневников и журналов? Каково мнение самих участников образовательного процесса после присоединения к проекту «Dnevnik.ru»?
Родитель: «С 2010-2011 учебного года в Каргапольской начальной общеобразовательной школе № 3, где обучается мой сын, ввели электронный дневник школьника. С этого времени я стала ежедневно наглядно видеть не только отметки сына, но и какое домашнее задание задали, что необходимо принести. Также можно увидеть статистику успеваемости и примерную оценку за четверть, что помогает моему ребенку подтянуть успеваемость в течение четверти и получить уже желаемую отметку за четверть.
В учебе моему сыну помогает и такой раздел электронного дневника как «Библиотека», где можно найти необходимую дополнительную литературу, воспользоваться словарями, а также переводчиком.
Для меня же стал интересен раздел «Конкурсы», в котором можно не только узнать о проведении каких-либо конкурсов, олимпиад, но и самостоятельно провести с ребенком тестирование, выполнить проверочную работу для закрепления изученного в школе материала.
Желаю, чтобы данный проект совершенствовался и был введен во всех образовательных учреждениях».
Ученик: «Мне нравится, что у нас сейчас есть электронный дневник. В нем не только мои отметки и домашнее задание, которое записывает туда сам учитель, но и все мои друзья, одноклассники, с которыми я могу общаться, находясь дома».
Главная >> Первушина Н.М., Жилина Н.М. (1)