Организация
внеурочной деятельности в условиях реализации модели "школы полного дня"
(материалы к выступлению Паскевич Ирины Владимировны, директора
МОУ "Прогимназия № 63" г.Кургана, на Всероссийском семинаре-совещании
в Санкт-Петербурге по вопросам реализации ФГОС НОО, 20-21 апреля 2011года)
Слайд №1
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Несмотря на то, что в структуре основной образовательной программы начального общего образования не содержится в явном виде раздела «внеурочная деятельность», она играет значительную роль для достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения этой программы.
Слайд №2
Кроме того, реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную
адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания учебных программ.
О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).
Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Как было отмечено в материалах Всероссийского семинара-совещания в 2010 году, для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
- нормативному;
- финансово-экономическому;
- организационному;
- кадровому;
- информационному;
- научно-методическому;
- материально-техническому.
Целесообразно использовать аналогичный подход и для внеурочной деятельности, как неотъемлемой части нового стандарта. Рассмотрим ниже все эти аспекты.
Слайд №3
В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности нами была выбрана следующая организационной модель.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, она может быть реализована через:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Слайд №4
Основой для практической реализации этой модели послужил десятилетний опыт работы прогимназии в рамках проекта «школы полного дня», ключевыми идеями которого стали:
- создание условий для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня, в том числе, и через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ;
- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и образовательной программы прогимназии;
Слайд №5
- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в прогимназии;
- создание здоровьесберегающей среды, включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Результатом работы проекта «школа полного дня» стали качественные изменения во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей: на базе прогимназии были открыты филиалы МОУ ДОД «Детская хоровая школа» и МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 3», что, в свою очередь, обеспечило территориальную доступность начального музыкально-эстетического образования и увеличило число детей, обучающихся в музыкальных школах.
Кроме того, необходимо отметить, что по окончании полного курса обучения ученикам прогимназии выдается свидетельство об окончании МОУ ДОД «ДМШ № 3» государственного образца. Важно и то, что преподаватели музыкальной школы оказывают методическую и практическую помощь в организации и проведении в прогимназии мероприятий музыкально – эстетической направленности.
В качестве вывода можно сказать, что деятельность «школы полного дня» создала определенные предпосылки для реализации внеурочной деятельности в рамках образовательных стандартов нового поколения.
Слайд №6
В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности нами была выбрана модель, включающая бюджетную и внебюджетную составляющие.
Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования предполагает финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося, развитие материальной базы и информатизацию образовательного учреждения на основе целевых программ, а также использование стимулирующего финансирования и получение грантов на конкурсной основе.
Здесь необходимо отметить, что для реализации внеурочной деятельности в прогимназии используются все составляющие этой модели, хотя внебюджетная часть сегодня пока играет весьма незначительную роль.
Слайд №7
В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности мы включаем, в частности:
- школьный Интернет-сайт;
- интерактивный методический кабинет;
- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения.
Остановимся более подробно на двух последних позициях.
Проект «Интерактивный методический кабинет» был разработан в 2010 году и стал лучшим инновационным проектом в региональной системе образования, получив соответствующий финансовый грант на реализацию.
Цель проекта: интеграция методической службы образовательного учреждения в открытое научно-методическое пространство на основе информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проекта:
- диверсификация форм
методической работы в образовательном учреждении;
- диссеминация передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных
технологий;
- создание условий для дистанционного повышения квалификации педагогических
работников.
Сегодня данный проект находится в стадии активной реализации, и его результаты востребованы муниципальным педагогическим сообществом.
В отношении изучения профессионально-общественного мнения анализ результатов мониторинга среди педагогов прогимназии показал, что проблема организации внеурочной деятельности не является самой актуальной в аспекте введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: по значимости она находится на 4 месте.
Это подтверждает тот факт, что накопленный образовательным учреждением опыт по реализации модели «школы полного дня» позволяет использовать его в рамках реализации новых стандартов.
Тем не менее, ожидания педагогов относительно участия родителей в реализации внеурочной деятельности расходится с их фактическим участием в этой деятельности. Что говорит о необходимости более активного вовлечения родительской общественности и других социальных партнеров в жизнедеятельность прогимназии и актуальности качественных изменений в характере этих партнерских отношений.
В целом проведенный среди родителей опрос показал значимость внеурочной деятельности для детско-взрослых отношений: 44% опрошенных отметили, что они обсуждают со своими детьми те или иные аспекты внеурочной деятельности.
Подавляющее большинство родителей (более 90%) считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положительно сказываться на развитии и образовательных результатах обучающихся.
Такая позиция родителей подтверждается и их желанием совместно решать общие проблемы, что указали три четверти опрошенных.
Слайд №8
В отношении научно-методического обеспечения реализации внеурочной деятельности. В муниципальной системе образования города Кургана при Инновационно-методическом центре созданы две творческие проблемные группы «ФГОС НОО» и «Школа будущего», в рамках которых организовано сопровождение нескольких моделей организации внеурочной деятельности:
- на основе взаимодействия
с учреждениями дополнительного образования детей;
- в условиях «школы полного дня»;
- на основе оптимизации внутренних ресурсов образовательного учреждения.
Для поддержки деятельности творческих проблемных групп созданы два Интернет-сайта.
Слайд №9
Основой для создания материально-технической базы внеурочной деятельности в нашем образовательном учреждении послужил приоритетный национальный проект «Образование». На полученные средства была закуплена звуковая и световая аппаратура, музыкальные инструменты, комплект шумовых инструментов, костюмы и маски для театрализованных представлений, кукольный театр; материалы для лепки и рисования, оборудование для физкультурно-оздоровительных уголков (тренажеры, настольный теннис, баскетбол); оборудование для спортивных и подвижных игр, компьютерный класс, познавательная комната, лего–конструкторы, комплекты шахмат и шашек, развивающих игр.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что модель «школы полного дня» обеспечивает все необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Слайд №10
Спасибо за внимание.