Главная >>   Запорощенко Л.А. (2)

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ

Запорощенко Л.А.
МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3,
директор

(опубликовано в сборнике "Методические рекомендации по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования")


О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).

Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Действительно, в соответствии с новыми стандартами основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Однако в структуре основной образовательной программы, закрепленной стандартом, в явном виде внеурочной деятельности нет.

В то же время с целью финансирования и контроля качества образования эта деятельность требует определенной нормативной фиксации, как по своему объему, так и по содержанию. Но если объем учебных занятий отражается в учебном плане, а содержание учебных предметов – в программах учебных предметов, курсов, то для внеурочной деятельности новый стандарт такой возможности пока не предусматривает.

Для решения одной из этих проблем предлагается использовать план внеурочной деятельности, который бы, с одной стороны, являлся организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования, а с другой – обеспечивал учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Как известно, внеурочная деятельность может осуществляться, в том числе, через организацию деятельности групп продленного дня, образовательные программы самого общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, воспитательную деятельность классного руководителя. При этом могут быть использованы такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Таким образом, план внеурочной деятельности образовательного учреждения должен определять состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования.

Кроме того, участие школ в электронном мониторинге по национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в целом управление внеурочной деятельностью в образовательном учреждении приводят к необходимости проведения анализа ее реализации по нескольким аспектам:

- на уровне отдельного обучающегося, классного коллектива, образовательного учреждения;
- по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
- по учреждениям (организациям), обеспечивающим реализацию внеурочной деятельности;
- по источникам финансирования (бюджетное (нормативное, программное, стимулирующее), внебюджетное);
- по охвату обучающихся;
- по социальному заказу на внеурочную деятельность (потребности различных субъектов образовательного процесса).

Возможно потребуется выполнение анализа реализации внеурочной деятельности и по дополнительным параметрам, например, формам ее организации или непосредственным организаторам внеурочной деятельности, по удовлетворенности субъектов образовательного процесса, а также по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии и т.д. Поэтому на практике целесообразно использование различных инструментов, в том числе и таблиц, включающих в себя сразу несколько изучаемых параметров. Рассмотрим ниже некоторые из них.

Таблица 1

Индивидуальная карта занятости обучающегося ___ класса
____________________________________
(Фамилия Имя Отчество)
во внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
Объем
(в час.)
спортивно-оздоровительное    
   
духовно-нравственное    
   
общеинтеллектуальное    
   
общекультурное    
   
социальное    
   
Итого:
 
В том числе
(по источникам финансирования):
за счет внебюджетных источников  
предоставляемая другими учреждениями (бюджетное финансирование)  
воспитательные мероприятия, самоуправление и детские общественные организации, деятельность воспитателей ГПД  

При необходимости данная таблица может быть дополнена вертикальной графой «Организатор внеурочной деятельности (должность, учреждение)» или из нее могут быть исключены горизонтальные графы «В том числе (по источникам финансирования)».

Но на сегодняшний день, в условиях оптимизации бюджетного финансирования, важно минимизировать объем дополнительных бюджетных средств, требуемых для реализации внеурочной деятельности. Поэтому, в первую очередь, необходимо знать количество часов, финансируемых за счет внебюджетных источников (этот показатель требуется для электронного мониторинга по национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»).

Во-вторых, объем часов, обеспечиваемых другими учреждениями (организациями), например, дополнительного образования детей, за счет бюджетных средств.

В-третьих, в рамках бюджетного финансирования внеурочной деятельности самого образовательного учреждения следует выделить количество часов, не требующих дополнительной оплаты: воспитательные мероприятия, а также деятельность школьного самоуправления и детских общественных объединений, реализуемые при участии классного руководителя, социального педагога, старшего вожатого, других педагогических работников согласно соответствующих планов. Кроме того, здесь же следует выделить и часы, реализуемые воспитателем группы продленного дня (ГПД).

Таким образом, в сумме мы получим общий объем часов внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, не требующих дополнительного бюджетного финансирования.

Оставшиеся часы могут быть профинансированы за счет выделения образовательному учреждению на нормативной основе ставок педагогов дополнительного образования (эти часы не учитывались выше), а также за счет программного и стимулирующего бюджетного финансирования.

Заполнение индивидуальных карт целесообразнее всего выполнять родителям (законным представителям) обучающихся с периодичностью один раз в год (сентябрь) и возможностью корректировки во втором полугодии.

Заполненные индивидуальные карты сдаются классному руководителя, который составляет общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Общая карта занятости обучающихся ___ класса
во внеурочной деятельности

ФИО обучаю-щегося
Направления внеурочной деятельности (в час.)
Общий объем недельной нагрузки
(в час.)
В том числе
(по источникам финансирования):

спортивно-оздорови-тельное

духовно-нравст-венное
обще-интел-лекту-альное
обще-культу-рное
соци-альное
за счет внебюджетных источников
предоставляемая другими учреждениями (бюджетное финансирование)
воспитательные мероприятия, самоуправление и детские общественные организации, деятельность воспитателей ГПД
                   
                   
                   
Всего:                  
В среднем:                  

Нижеследующая сводная карта форм организации внеурочной деятельности образовательного учреждения необходима, в первую очередь, для информирования участников образовательного процесса с целью конструирования ими индивидуальных карт занятости обучающихся во внеурочной деятельности.

Таблица 3

Сводная карта форм организации внеурочной деятельности
____________________________________
(образовательное учреждение)

Направление внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
Кол-во часов
(в неделю)
Общий объем
(в час.)
спортивно-оздоровительное      
   
духовно-нравственное      
   
общеинтеллектуальное      
   
общекультурное      
   
социальное      
   
Итого (по всем направлениям внеурочной деятельности):
 

Для максимального расширения свободы выбора обучающимися форм организации внеурочной деятельности целесообразно объединять имеющиеся ресурсы на всей параллели или в целом на всей ступени начального общего образования.

Приведем пример заполнения Таблицы 3.

Сводная карта форм организации внеурочной деятельности
____________________________________
(образовательное учреждение)

Направление внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
Кол-во часов
(в неделю)
Общий объем
(в час.)
спортивно-оздоровительное группа здоровья «Дельфинята»
2
6
секция карате-до
2
группа здоровья «ЛФК»
1
воспитательные мероприятия
1
духовно-нравственное кружок «Уроки доброты»
1
1,5
воспитательные мероприятия
0,5
общеинтеллектуальное научный клуб младших школьников «Совенок»
1
6
кружок «Легоконструирование»
1
кружок «Умники и умницы»
1
кружок «Развивающие игры»
1
кружок «Шахматы»
1
воспитательные мероприятия
1
общекультурное отряд ЮИД
1
6,5
театральная студия «Живая сказка»
2
хоровая школа
2
музыкальная школа
1
воспитательные мероприятия
0,5
социальное Совет спасателей (в рамках детского самоуправления)
0,5
2,5
клуб общения «Основы жизненного самоопределения»
1
воспитательные мероприятия
1
Итого (по всем направлениям внеурочной деятельности):
22,5

Все вышеприведенные данные позволяют составить итоговую таблицу, которая и является планом внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Таблица 4

План внеурочной деятельности
____________________________________
(образовательное учреждение)

Направление внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
Классы
(количество часов)
I
II
III
IV
спортивно-оздоровительное          
         
духовно-нравственное          
         
общеинтеллектуальное          
         
общекультурное          
         
социальное          
         
Всего (по классам):
       

 

Главная >>   Запорощенко Л.А. (2)

Hosted by uCoz