Главная >>   Запорощенко Л.А. (1)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Запорощенко Л.А.
МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3,
директор

(опубликовано в сборнике "Методические рекомендации по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования")


Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Именно поэтому мы переходим от трехкомпонентной структуры государственного образовательного стандарта (федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент, компонент образовательного учреждения) к новой структуре ФГОС НОО: обязательная часть и часть формируемая, участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем (согласно п.44 Типового положения об общеобразовательном учреждении) обучающихся, педагогических работников общеобразовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся.

В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы. Во-первых, это заключение трехстороннего договора о предоставлении общего образования между самим общеобразовательным учреждением, его учредителем и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.

Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС НОО является информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и о их роли в его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС НОО для родителей являются (согласно проведенному опросу) педагоги и администрация школы.

Одним из возможных способов решения этой проблемы является подготовка и издание специальных информационных материалов для родителей (минибуклет на четырех страницах приведен в Приложение 1) и проведение мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения ФГОС НОО (анкеты для двух первых этапов мониторинга приведены в Приложении 2).

Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет и Интернет-сайт школы. В структуре сайта создан специальный раздел «ФГОС НОО», который включает и информационные рубрики для родителей:

- материалы для обсуждения;
- полезные ссылки;
- материалы для родителей.

Самым актуальным направлением работы школы с родителями (законными представителями) сегодня является проектирование и реализация основной образовательной программы образовательного учреждения в части, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе, во внеурочной деятельности.

Формирование социального заказа начинается заранее (с апреля предшествующего года) путем анкетирования родителей, при этом до них доводится профессиональное мнение специалистов (например, сотрудников психолого-медико-педагогической комиссии), а также информация со стороны администрации школы и будущего классного руководителя относительно особенностей выбранной системы учебников, основной образовательной программы школы, ее программы развития, а также программ инновационной деятельности.

Интеграция же родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на наш взгляд, самой большой проблемой. Как показали предварительные социологические исследования, ожидания педагогов здесь расходятся с фактическим участием родителей в этой деятельности. Несмотря на имеющийся положительный опыт привлечение родителей к реализации внеурочной деятельности (в основном, в рамках общекультурного направлениям развития личности), это говорит о необходимости более активного вовлечения родительской общественности и других социальных партнеров в жизнедеятельность образовательного учреждения и актуальности качественных изменений в характере этих партнерских отношений.

В целом, проведенное анкетирование показало, что у подавляющего большинства родителей отмечается конструктивный подход к решению возникающих при реализации нового стандарта проблем на фоне практически полного отсутствия негативных ожиданий от введения и реализации ФГОС НОО.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы привести предлагаемую нами модель взаимодействия с родителями, в основу которой положены уровни взаимодействия, характеризующие степень вовлеченности родителей (законных представителей) в совместную с образовательным учреждением работу.

Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся

1-й уровень – информационно-аналитический. Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства.

2-й уровень – организационный. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

3-й уровень – управленческий. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы), а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д. Результат – обоюдное признание значимости профессионализма участников образовательного процесса (родительской общественности и работников образовательного учреждения) для принятия решений в рамках среднесрочной и (или) долгосрочной перспектив, взаимное выполнение экспертных функций.

Приложение 1

Информационные материалы для родителей
Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, переходят на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО).
На этой странице Вы сможете найти для себя ответы на ключевые вопросы, раскрывающие суть ФГОС НОО.

1. Что такое федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования?
ФГОС НОО, так же как и федеральные государственные образовательные стандарты основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации соответствующих основных образовательных программ (п.1, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

2. Какие требования содержит ФГОС НОО?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования к (п.4, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»):
- структуре основных образовательных программ;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.

3. Какие программы, кроме рабочих программ учебных предметов, должны быть разработаны и реализованы в школе, исходя из требований к структуре основных образовательных программ? Что в себя включает основная образовательная программа начального общего образования школы?
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы (п.16 ФГОС НОО):
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- учебный план начального общего образования;
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программа коррекционной работы (данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья);
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

4. Каким образом предполагается реализовывать основную образовательную программу начального общего образования?
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п.16 ФГОС НОО).

5. Что такое внеурочная деятельность?
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательную деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (п.16 ФГОС НОО).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (п.19.3 ФГОС НОО).

6. На что ориентирован новый стандарт?
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отраженны в «портрете выпускника начальной школы» (п.8 ФГОС НОО):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

7. Действительно ли федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает оплату преподавания некоторых учебных предметов за счет родителей?
Нет, в соответствии с п.3 ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам, в частности, общедоступность и бесплатность начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Вместе с тем, согласно п.1 и п.3 ст.45 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Однако эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

8. Какова роль родительской общественности в реализации ФГОС НОО?
Поскольку основная образовательная программа включает в себя часть, формируемую участниками образовательного процесса (пп.1 п.4 ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании», п.15 ФГОС НОО), а родители (законные представители) обучающихся являются полноправными его участниками (п.44 Типового положения об общеобразовательном учреждении), то родительская общественность имеет право участвовать в проектировании основной образовательной программы и, в частности, определять часть, формируемую участниками образовательного процесса, входящую в учебный план образовательного учреждения.

9. Каковы отличительные особенности ФГОС НОО?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС НОО нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, уклад школьной жизни в целом.
Именно во ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Наше образовательное учреждение дважды в год проводит мониторинг профессионально-общественного мнения относительно введения новых стандартов. Просим Вас принять активное участие в опросе.

Приложение 2

Анкеты для родителей для первого и второго этапа мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения ФГОС НОО

Анкета №1
Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в первом этапе мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения новых стандартов начального общего образования и ответить на следующие вопросы:

1. Основными источниками информации о введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для Вас являются (выберите не более трех вариантов ответа):
а) классный руководитель и (или) администрация образовательного учреждения;
б) Ваши дети;
в) печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т.д.);
г) электронные средства массовой информации (телевидение, радио и т.д.);
д) Интернет-сайт школы;
е) другое (указать) ____________________________________________ .

2. Можете ли Вы сформулировать основные отличия ФГОС НОО от государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО)?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

3. Считаете ли Вы, что введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования положительно скажется на развитии и образовательных результатах вашего ребенка?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

4. Осознаете ли Вы свою роль при организации перехода на ФГОС НОО?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

5. Какое(ие) направление(я) развития личности вашего ребенка Вы считаете приоритетным(и)? (можно отметить несколько вариантов)
а) спортивно-оздоровительное;
б) духовно-нравственное;
в) социальное;
г) общеинтеллектуальное;
д) общекультурное;
е) затрудняюсь ответить.

Спасибо за сотрудничество!

 

Анкета №2
Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие во втором этапе мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения и реализации новых стандартов начального общего образования.

1. Основными источниками информации о ходе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для Вас являются (выберите не более трех вариантов ответа):
а) классный руководитель и (или) администрация образовательного учреждения;
б) Ваши дети;
в) печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т.д.);
г) электронные средства массовой информации (телевидение, радио и т.д.);
д) Интернет-сайт школы;
е) другое (указать) ____________________________________________ .

2. Можете ли Вы сформулировать основные отличия ФГОС НОО от государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО)?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

3. Учитывалось ли Ваше мнение при организации внеурочной деятельности (кружков, секции, клубов, общественно полезных практик, экскурсий и др.) в образовательном учреждении или в целом, при проектировании основной образовательной программы школы?
а) да; б) нет.

4. Какое участие Вы принимали в реализации внеурочной деятельности или основной образовательной программы школы в целом? (возможен выбор более одного варианта ответа)
а) присутствовал(а) на мероприятиях;
б) участвовал(а) в организации мероприятий, кружков, секций и т.д.;
в) обеспечивал(а) создание нового «уклада школьной жизни» (совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций школы, традиции школы);
г) участие не принимал(а);
д) другое (указать) ____________________________________________ .

5. Кем Вы себя ощущаете в школе? Свое положение в системе отношений «школа – родители» Вы можете охарактеризовать как (необходимо выбрать только один вариант ответа):
а) «мы можем совместно решать общие проблемы»;
б) «от меня ничего не зависит»;
в) «школа обязана обеспечить конкурентноспособное качество образования, и моя задача это контролировать».

6. Считаете ли Вы, что с введением и реализацией ФГОС НОО произошли положительные изменения в школьной жизни?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Спасибо за сотрудничество!

 

Главная >>   Запорощенко Л.А. (1)
Hosted by uCoz