Главная >>   Соколова Л.А. (1)

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Соколова Л.А.
МОУ Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3,
учитель начальных классов

(опубликовано в материалах I заочных открытых педагогических чтений "Педагогический поиск и его влияние на решение проблем образования", г.Курган, МУ "КГИМЦ", ч.II, С.66-68, март 2009 года)

В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивать ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность. Поэтому мы задумались о том, как организовать в начальной школе единое (урочное и внеурочное) деятельностное пространство.

Для решения этой проблемы необходимо выстроить внеурочную жизнь ребенка в соответствии с общей структурой познавательной деятельности. Мы решили реализовать внеурочную деятельность через проекты. Но в младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период начального обучения можно говорить лишь о компонентах, реализуемых с большой долей участия педагогов и в наиболее освоенной детьми социальной сфере.

Почему остановились именно на проектной деятельности?

Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.

Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.

В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.

В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Интеграция (от лат. Integer – целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое.
Если, говорить в общем, то интегрированный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:
· целостность формируемой личности школьника;
· единство жизнедеятельности человека и его образования;
· целостность научно-педагогического знания;
· единство процессов развития, воспитания и обучения;
· целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимозависимость учебной и внеучебной деятельности);
· единство образования и самообразования.

Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью успешной социализации школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Именно поэтому реализуемые проекты должны носить социальный характер, вовлекать в реализацию не только родителей, но и других социальных партнеров школы, создавать условия не только для придания личностной, но и социальной значимости содержанию и результатам образования.

В свою очередь, результаты образования (в урочной и внеурочной сферах) должны предполагать развитие социальной и гражданской идентичности обучающегося. Это можно реализовать, заложив в результаты образования следующую уровневую структуру:

- первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

- второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает), первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

- третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К.Мамардашвили) ребенок действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) полноправным членом общества.

Таким образом, связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство, можно на практике реализовать идею интеграции процессов обучения, воспитания и развития.

Главная >>   Соколова Л.А. (1)

Hosted by uCoz